Инвалидность для аутистов: благо или зло? Обсуждение инициативы Минобрнауки

invalidnost dlya autistov blago ili zlo obsuzhdenie iniciativy minobrnauki Советы по здоровью

15 декабря на заседании Совета Федерации, посвященном инновациям в образовании, министр образования и науки Ольга Васильева (совместно с Минздравом) предложила законодательно предоставить «детям-аутистам» статус инвалида. . Эту инициативу поддерживает Минздрав. Тот факт, что в настоящее время дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) не включены в категорию «дети с ограниченными возможностями здоровья», затрудняет организацию специализированного обучения, так как для этого нет отдельной строки бюджета.

Что такое аутизм?

Аутизм (также детский аутизм) относится к группе расстройств аутистического спектра (РАС), которая также включает атипичный аутизм и синдром Аспергера. По данным ВОЗ на февраль 2016 года, у одного ребенка из 160 есть РАС. Некоторые из признаков аутизма включают в себя: трудности в общении с другими людьми, ослабление или потерю социальных связей, эгоцентризм и неактивные реакции на внешний мир. Многие исследования показали, что если аутизм диагностируется в раннем возрасте и ребенок получает надлежащий уход, тяжесть симптомов уменьшается.

Существуют моральные и этические вопросы, на которые всегда следует отвечать при обсуждении аутизма. В какой степени это расстройство можно считать серьезным психическим расстройством, следует ли ограничивать общение детей с РАС с их нейротипичными сверстниками, и является ли решением проблемы инклюзивное образование? Следует учитывать, что не каждый малыш, ищущий уединения вместо шумной игры, является аутистом, и не каждый ребенок с диагнозом РАС полностью потерял контроль над собой.

«Ребенок-инвалид».

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «инвалидом» признается лицо, «имеющее нарушения здоровья со стойким нарушением функций организма, вызванные заболеванием, последствиями травм или дефектов, приводящие к ограничениям в осуществлении жизнедеятельности и вызывающие потребность в социальной защите». В том же законе «инвалидность» определяется как «полная или частичная потеря способности или способности осуществлять уход за собой, подвижность, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, обучение и трудоустройство». Категория «ребенок-инвалид» снимается по достижении совершеннолетия.

После подтверждения инвалидности ребенку и его семье гарантируется ежемесячное пособие. В 2016 году сумма субсидий на детей-инвалидов составляет менее 12 000 злотых. рублей. Кроме пособий семьи получают социальные выплаты: необходимые лекарства и медицинское оборудование, путевки в санатории, бесплатный транспорт, субсидии на аренду жилья. Все эти пособия могут по желанию семьи предоставляться в денежной форме. Родители детей-инвалидов ежемесячно получают пособие по уходу в размере 5,5 тыс. злотых. рублей, а дворники 1,2 тыс. рублей.

Человек, страдающий нервно-психическими расстройствами, такими как паралич деменции, олигофрения, инсульт, вызывающий деменцию, или эпилепсия, может быть классифицирован как «инвалид».

Мнение эксперта

Татьяна Морозова, клинический психолог, эксперт фонда «Обнаженные сердца»:

«У многих детей есть характеристики, которые делают их инвалидами. С другой стороны, если это юридический вопрос, следует ли автоматически классифицировать всех детей с аутизмом как инвалидов, решения нет. Дети разные, и некоторые из них имеют минимальные инвалидность Родители удовлетворены принятием классификации, на которой основывается инвалидность.

Неправильный диагноз аутизма это приводит к тому, что у детей есть все, кроме аутизма, что приводит к неадекватной программе поддержки. Я полностью согласен с тем, что необходимы более качественная идентификация и правильная диагностика в нормальном возрасте (это позволит оказывать надлежащие услуги). Но правильно поставленный диагноз и инвалидность — разные вещи.

Оцените статью