Закревская, Аграфена Фёдоровна

Литература код

  • Байбурин А. К., Беловинский Л. В., Конт Ф., Решетников Н. И. Полузабытые слова и значения. Словарь русской культуры XVIII—XIX вв.. — СПб.: Европейский Дом, 2004. — 679 с. — ISBN ISBN 5-8015-0157-6.
  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
  • Колодец / Валенцова М. М., Виноградова Л. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 536–541. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Грушко Е. А. Энциклопедия русских суеверий. — М.: ЭКСМО-пресс, 2000. — 558 с. — ISBN 5-04-005166-2.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Коринфский А. А. Иван Купала // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 308—315.
  • Дорога / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 124–129. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Максимов С. В. Аграфена Купальница // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — 529 с.
  • Мадлевская Е. Л. Аграфена Купальница // Русская мифология. Энциклопедия. — М.: Мидгард, Эксмо, 2005. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь. — СПб.: Пальмира, 2017. — 765 с. — (Тайные знания). — ISBN 978-5-521-00736-3.
  • Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
  • Соколов М. И. Отчего канун Иванова дня (23 июня) называют купальницею и считается днем урочным? // Живая старина. Вып. 2. — СПб., 1890. — С. 137–138.
  • Соколовский Вл. Времена года. Православный народный календарь. — Пермь: Урал-Пресс, 1996. — 288 с. — ISBN 5-86610-063-0.
  • (по изд. 1847 – 1848 гг.).
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  • Уваров Н. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения. — М.: Инфра-Инженерия, 2009. — 1840 с. — ISBN 978-5-9729-0020-6.
  • Здоровье / Усачева В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 299–303. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Энциклопедия российских праздников / Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. — СПб.: Респекс, 1997. — 448 с. — (Русь Великая). — ISBN 5-7345-0094-1.
  • Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М.: Вече, 2000. — 510 с. — ISBN 578380813X.
  •  (белор.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)

Традиции

Во многих местах только с этого дня начинают купаться, «закупываются». Бывают даже общие купания, сопровождаемые песнями. На Аграфену обязательно мылись и парились в бане, заготавливали банные веники на весь год.

Один из довольно распространённых купальских обрядов — обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку, чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням. Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, «причём, — как замечает этнограф XIX в. — разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах».

Считается, что к этому дню лютые травы и коренья в соке, а травы лучистые в силе. Селяне украшали дома вениками, пучками травы и букетами цветов. Утром этого дня вологодские крестьяне говорили:

И верили, и видели, будто на телегах, выстланных скошенной травой, украшенных букетами цветов, едет она, обмытая росами, рассветом-зоряницей привечаемая, лелеемая ветерком светлокрылым, из семи братьев Ветровичей младшим братом. Едет красавица Аграфена с Иваном Купалой повидаться.

В этот день заготавливали банные веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки. Иногда веники делали из различных пород лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке: от берёзы, ольхи, черёмухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и ветку разных сортов. Это ритуальные веники: одним из них парятся в этот день в бане, другими обряжают недавно отелившихся коров, третьи, наконец, перебрасывают через головы или бросают на крышу бани с целью узнать будущее (если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий умрёт, а если не вершиной, то останется жив). Заготовка веников шла под пение песен.

К вечеру обязательно моются и парятся в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парятся веником из богородицкой травы (тимьян или чабрец) и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика (купальница), полыни и мяты пахучей.

В некоторых великорусских местностях ещё накануне Аграфены-купальницы, деревенские девушки собирались на беседу и толкли ячмень в ступе, сопровождая эту несложную работу песнями. Утром, на Аграфену, из этого ячменя варился в складчину обетная каша, съедаемая вечером. Этой кашей также угощали нищих[].

В некоторых местностях в день Аграфены Купальницы девушки ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: «Умойте», что означало — дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее.

У русских существовало поверье, что если вечером этого дня умыться росой, то будешь здоровым.

В течение всего дня и ночью звучали песни. Девушки под Иван-день гадали: находили на дороге подорожник и обращались к нему со словами: «Подорожник, подорожник, ты сидишь на дороге, видишь старого и малого, скажи милого моего». После этого растение срывали ртом и на ночь клали под подушку.

Обязательное событие дня Аграфены-купальницы — сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. На Ивана Травника, отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады. А знахари, ложась спать, читали «самодельные молитвы».

В России в XVIII—XIX веках существовал обычай в ночь на Иван Купалу «выкатывать ржи» — кататься по ржи, мять рожь, чтобы она лучше росла..

У восточных и западных славян существовал[когда?] обычай чистить колодцы накануне Иван Купалы; в сёлах юго-восточной Польши верили, что вода в колодцах будет особенно «здоровой», если его вычистить в день св. Яна.

Мученице Агриппине молятся при всевозможных недугах, а также проказе.

Аграфена Купальница, 6 июля 2016 года

Закревская, Аграфена Фёдоровна
Что означает красная нить на запястье? Лолита открыла невероятную правду, которая…

Закревская, Аграфена Фёдоровна
Шок! Стас Михайлов откровенно рассказал что ему помогло добиться такого ошеломительного успеха в…

Закревская, Аграфена Фёдоровна

6 июля (23 июня по старому стилю) православная церковь отмечает память мученицы Агриппины Римляныни. В народном календаре этот день назывался Аграфена Купальница, он был посвящен подготовке к празднованию Иванова дня (Ивана Купалы).

С Аграфены Купальницы на Руси начинался цикл купальских праздников. Многие купальские обряды совершались в день Купальницы, а пик праздничного гуляния приходился на ночь с Аграфены на Ивана Купалу. День Агрофены открывал сезон купания в водоемах, полномасштабного сбора целебных трав и сенокоса.

В день Аграфены повсюду считалось обязательным ходить в баню. После бани, на закате солнца, одна из женщин — зачинщиц выходила на улицу с криками: «Сегодня Купальна, завтра Иван!». К ней начинали подходить другие женщины, среди которых было много молодых девушек. С песнями, которые назывались «купальскими», женщины ходили по деревне, потом выходили за околицу, где встречались с женщинами из других деревень, вместе с которыми шли на купальскую поляну — место основного праздника. Не выйти вечером этого дня из дому на Руси считалось большим позором для молодых женщин, таких осмеивали публично с помощью специальных корильных песен. Сам же праздник Аграфены считался женским, про него поговаривали: «У женщин в году три праздника: Семик честной, Троицын день да Купальна».

Благоприятные дни 2017

Профессиональный астролог составит для Вас личный календарь удачных и опасных дней на весь год Огненного Петуха.

Хочу!

В этот день все деревенские девушки надевали свои лучшие наряды, часть из которых была сшита специально к этому празднику. Проходя по деревне, они заходили во все дома и произносили слово: «Умойте!». Хозяева после этого должны были подарить что-то из женских украшений: ленты, заколки, серьги, бусы. После девушки и женщины шли готовить обрядовые блюда: кашу и кулагу, которые поедались во время совместной трапезы в ржаном поле. Специальной кашей начиналось и утро этого дня: ячмень для такой каши собирался вскладчину всей деревней, растирался в ступах и потом варился в общем котле. Эту кашу ели все жители деревни, ею же угощали странников и нищих. Считалась, что такая каша даст людям крепкое здоровье.

★ 

Мавра Молочница

Днем на Аграфену женщины заготавливали лекарственные травы, а также веники для бань. Например, веник для купальской бани состоял из папоротника, лютика, полыни, мяты, березы, иван-да-марьи. Иван-да-марьей устилался и пол бани, которую обязательно топили на Аграфену. В такой бане парились для того, чтобы смыть с себя беды и болезни, при этом ополаскиваясь настоями из целебных трав.

У крестьян в этот день было принято сеять репу. При этом приговаривали: «Матушка-репка, уродись крепка, ни редка, ни густа — до великого поста», «Сей репу на Агрофену — будет хороша». В этот же день было принято обрабатывать посадки капусты от бабочек, которые начинали плодиться с небывалой скоростью. Чтобы этого не случилось, капусту брызгали сверху настоями чеснока и полыни-чернобыльника.

Коли дождь на Аграфену заплачет, то через пять дней солнышко смеяться будет.

★ 

Бабьи взбрыксы. Народный праздник 27 февраля 2017 года

Уважайте и чтите народные приметы и обычаи наших предков. Смотрите календарь всех праздников до конца июля 2016 года.

Именинники 6 июля: Агриппина, Александр, Алексей, Антоний (Антон), Артемий (Артем), Васса, Гаий, Герман, Евстохий, Изяслав, Иоанникий, Иосиф, Корнилий, Лоллий, Митрофан, Петр, Провий, Святослав, Урван, Федор (Феодор).

Жир уходит! Чтобы растворить возрастную полноту — пейте стакан воды с обычным…

Летом варикоз особо опасен! Как с ним бороться? Натри вены этим перед сном и тромбы исчезнут…

Давление всегда будет в норме (120/80)! Гипертония лечится без химии и таблеток за 14 дней…

Комментарии для сайта Cackle 

Магическое время Купалы

Важное место в обычаях Аграфенова дня занимали обряды, связанные с культом растительности. В этот день, во время купальского празднества, широко использовалась всевозможная зелень

Хороводы водились вокруг срубленной и украшенной березки. В огонь и в воду кидались зеленые ветки и травы. Кроме того, все участники праздника обязательно носили на себе сплетенные из трав и цветов венки или опоясывали себя цветочными гирляндами.

Особое внимание при этом во многих местах уделялось чернобыльнику (полынь) и живокости (окопник). Из чернобыльника обычно сплетались венки и гирлянды, а побеги живокости держали в руках те, кто прыгал через огонь

Крестьяне верили, что всякий, кто будет смотреть на купальский огонь, держа в руках побег живокости, не будет страдать никакой болезнью глаз в течение целого года.

С культом растительности был связан и обычай собирать в этот день различные травы, отчего и сам день святой Аграфены в народе нередко называли “Аграфена – злые (лютые) коренья”. Собранные в этот день растения потом в течение целого года использовали для целительства и различных магических обрядов, а также как обереги от нечистой силы. В первую очередь сбором различных растений занимались знахари и колдуны. Вообще же, за травами, цветами и кореньями на Аграфену ходили многие люди, особенно женщины и девушки. По описанию в рукописи, относящейся к 1882 г., в Витебской губернии в канун Иванова дня, рано утром, девушки и молодухи отправлялись в поля, леса, луга для сбора цветов и трав; травы при этом собирались с определенными песнями, чтобы усилить их целебную силу.

Каждая женщина набирала как можно больше цветов и трав и связывала их в огромный букет в виде снопа. В этом букете обязательно должны были находиться следующие травы: иван-да-марья, золототысячник, купальник, зверобой, междуперсник, разрыв-трава, медуница, чистотел, повилика, богородицкие слезки и мокрец, потому что за ними народом признавалось особая, отличная от других трав целебная сила и способность к охранению домов от грозы и скота от заговоров и дурного глаза.

Обычай собирать травы именно в этот день, а также в день Ивана Купалы, основывался на убеждении, что все травы и целебные коренья в это время бывают обладают наибольшей силой. Сила, наполняющая в это время все растения, представлялась народным целителям столь могучей, что они считали травы, сорванные на Аграфену или на Ивана Купалу, превосходящими по целительности травы, сорванные в другое время. В некоторых местах сбором растений занимались вообще преимущественно в период с Аграфены Купальницы до Петрова дня (12 июля), полагая, что все травы, цветы, листья и коренья в это время бывают необычайно целительными, но после этого периода уже теряют свои целебные свойства.

Праздник Аграфена Купальница отмечается 23 июня по старому стилю или 6 июля (Липеня) по-новому. Канун праздника Купалы. Уже из самого названия можно догадаться, с чем связан этот праздник. Славянские народы отмечали этот день начало купального сезона. Общее купание, которое являлось первым в году, сопровождалось обрядовыми песнями. Так же, кроме купания, как мы его понимаем, в этот день чествуются мытьё в бане и вообще всё, что связано с водой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: