Стили ландшафтного дизайна

Угасание французских регулярных парков

Современный регулярный парк в Провансе: Павильон Галун

Андре Ленотр скончался в 1700 году, однако его идеи и его ученики преобладали в садово-парковом искусстве Франции всю эпоху правления Людовика XV. Его племянник Дего создал сады в Баньоле (департамент Сен-Сен-Дени) по заказу регента Филиппа II Орлеанского (1717 год) и в Шан-сюр-Марн (департамент Сена и Марна), а другой родственник, зять Клода Дего, Гарнье Диль создавал сады для Маркизы де Помпадур в Креси (департамент Эр и Луар) в 1746 году и в шато Бельвю (департамент О-де-Сен) в 1748—1750 годах. Основным источником вдохновения для садов по прежнему служила архитектура, а не природа — именно архитектор по специальности Анж Жак Габриэль проектировал элементы садов в Версале, Шуази (департамент Валь-де-Марн) и в Компьене.

Всё же со временем в регулярных парках стали появляться легкие отклонения от строгих законов геометрии. Изящные кружевные партеры с их завитками и обратными кривыми стали заменять на газонные партеры, обрамленные цветочными посадками, которые было намного легче обслуживать. Круги стали овалами, а аллеи расходились наружу в форме знака Х и стали появляться фигуры в виде неправильного восьмиугольника. Сады стали устраивать на участках земли с естественным ландшафтом, вместо того чтобы выравнивать поверхность, формируя искусственные террасы.

В середине XVIII столетия наступил закат эпохи симметричных регулярных парков вследствие распространения новых пейзажных парков, устраиваемых английскими аристократами и крупными земельными собственниками, а также из-за роста популярности китайского стиля, завезённого во Францию монахами иезуитами, стиля отвергающего симметрию в пользу природы и сельских картин. Во многих французских имениях сады, непосредственно примыкающие к жилому дому старались сохранять в традиционном регулярном стиле, однако остальную часть парка устраивали в соответствии с новым стилем, имевшим разные названия — английский парк, англо-китайский, экзотический и живописный. Тем самым во Франции наступил конец периода французского регулярного парка и начался период пейзажного парка, источником вдохновения которого служила не архитектура, а живопись, литература и философия.

В настоящее время очень редко появляются новые масштабные реализации «регулярных парков». Примером такого успешного проекта служит регулярный парк, созданный известным французским дизайнером Жаком Гарсиа в своём нормандском имении Шан-де-Батай (фр. Château du Champ de Bataille). Этот сад имеет восходящую перспективу, его уровни повышаются по мере удаления от дворца, подобно садам испанского дворца Ла-Гранха. Завершающим этапом «восхождения» вдоль главной перспективы сада является большой прямоугольный бассейн

Подобно классическим регулярным паркам, в садах Шан-де-Батай важное место отведено системе символов, которую Жак Гарсиа слегка изменил добавив масонские и аллегорические мотивы. Сады Шан-де-Батай отличаются широкой номенклатурой использованных растений, местами экзотических, но при этом они представлены не навязчиво

Этот регулярный французский сад наглядно демонстрирует, как пропорции и сценичность могут властвовать над умами посетителей, особенно когда авторы тщательно продумали смысл каждой мелкой детали сада.

Простор для фантазии цветы и злаки

Газон — неотъемлемый элемент сада, служит чудесным зеленым или цветным фоном для других объектов.

Стили ландшафтного дизайна

Цветы — самый яркий элемент ландшафтного дизайна. Существуют определенные способы организации цветов в цветниках и клмубах, позволяющие наиболее полно раскрыть их красоту.

  • клумба – посадка цветов, образующая по контуру и площади определенную геометрическую форму;
  • арабеска – клумба необычной, затейливой формы;
  • рабатка – окаймляющая полоска из цветов;
  • моносад – участок, на котором выращивают один определенный вид цветов (розарий, гладулярий, сирингарий, георгинарий);
  • бордюр – узкий ряд цветов одного вида по кромке живой изгороди;
  • миксбордер – бордюр, составленный из цветов, разных по виду, цвету и высоте.

Стили ландшафтного дизайна

Романтический флер: ампельные растения

Ампельными называют растения, выращиваемые в подвесных плошках и кашпо. Как правило, они имеют свисающие вниз стеблиЮ либо наоборот, поднимающиеся вверх по опорам.Их использование – эффектный прием вертикального озеленения. С их помощью создают и декорируют:

  • перголы (навесы) и арки – для оформления входа в сад;
  • трельяжные решетки и шпалеры – в качестве зеленых стен и перегородок, позволяющих зонировать пространство;
  • беседки, навесы, веранды – вьющиеся растения на их стенах создают романтический образ.

Стили ландшафтного дизайна

Крупные формы деревья и кустарники

Для создания сравнительно крупных элементов применяют кустарники и деревья (как обычные, так и карликовые), из которых могут быть составлены:

  • аллеи – ровные ряды растений вдоль дорожки;
  • живые изгороди – ряды близко высаженных кустарников;
  • посадки букетного и гнездового типа – группа из нескольких растений, высаженных по кругу;
  • бордюры – обрамление отдельных участков с помощью низкорослых плотно высаженных кустарников;
  • солитеры – отдельно высаженные кустарники или деревья особо ценных пород;
  • кулисы – сплошной ряд деревьев или кустарников, ограничивающих обзор дальней перспективы;
  • лабиринты – высокие живые изгороди, образующие систему запутанных дорожек;
  • топиари – мелколиственные кустарники и деревья, крона которых имеет причудливую форму благодаря фигурной стрижке.

Все эти элементы наиболее характерны для дизайна регулярного вида.

Типовые признаки формального направления

В саду формального направления:

Присутствуют строгие, прямые линии имеется основная композиционная ось в создании всех композиций, в том числе и в планировке сада, использована геометрия декоративные и функциональные элементы расположены симметрично отсутствует разнообразие элементов, многие из них многократно повторяются центром сада является здание, дом деревьям и кустарникам придана геометрическая или художественная форма имеются чёткие границы между садом и окружающей его местностью под разбивку используются в основном ровные поверхности, а при более выраженном рельефе сад оформляется в виде террас, соединяющихся лестницами.

Основные элементы

На протяжении всей истории развития в формальном направлении сформировался набор характерных элементов, которые рекомендованы при создании парков такого типа. И каждый элемент регулярного парка говорит о его рукотворности и искусственности. Поговорим о них подробнее.

Партер

Это декоративная посадочная гряда, чаще квадратной формы (но могут быть и в форме круга, овала), по периметру которой высажены подстриженные низкорослые растения. Заполняет гряду узорный орнамент из декоративных растений, гравий различных оттенков или цветы (партерный цветник). Партеры разделены песчаными дорожками.

Стили ландшафтного дизайна

Кружевной партер

Кружевной партер отличается от обычного сильно вьющимся, закрученным узором. Узор могут формировать подстриженный тис или самшит, либо цветной гравий, песок.

Стили ландшафтного дизайна

Это орнаментальный цветник, где специально подобранные по цвету и срокам цветения растения формируют сложный узор. В его центре может стоять фонтан, небольшая скульптура или вазон.

Стили ландшафтного дизайна

Его, как правило, используют в качестве фона для партерных цветников и солитеров. Однако газон может быть самостоятельным декоративным элементом. Тогда семена трав высаживаются по чётко размеченному шаблонному узору. В этом случае он может иметь обрамление в виде ленты цветного гравия или растительного бордюра.

Стили ландшафтного дизайна

Стили ландшафтного дизайна

Это участок, где посажена небольшая группа деревьев или кустарников, подвергнутых декоративной стрижке. Такие участки представляли собой искусственные рощицы на плоском газоне или на поляне. А если деревья были расположены по периметру, то такие боскеты назывались зелёными кабинетами.

Стили ландшафтного дизайна

Аллея

Этот элемент всем знаком и не нуждается в особом представлении. Это прямая дорожка, по краям которой высажены деревья.

Стили ландшафтного дизайна

Куст или дерево, которым посредством стрижки придана определённая, чаще геометрическая, форма.

Стили ландшафтного дизайна

Живые изгороди

Это непременный атрибут регулярного сада. Живые изгороди выступают не только как декоративные элементы, они также делят территорию на зоны. Их часто используют при создании лабиринтов, бордюров.

Стили ландшафтного дизайна

Гусиная лапка

Так называют 3-5 дорожек или аллей, сходящихся в одной точке, обычно в центре композиции.

Стили ландшафтного дизайна

Водоём

Водоёмы сада в регулярном стиле могут быть круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными, с чёткой береговой линией. В прибрежной зоне рядами высаживают растения. На больших участках создают каскады.

Стили ландшафтного дизайна

Стили ландшафтного дизайна

Скульптура

Скульптурные композиции используются для одушевления сада, а также для усиления перспектив.

Стили ландшафтного дизайна

При создании сада необязательно использовать все вышеперечисленные элементы. Можно взять некоторые из них, те, что больше подходят к конкретному рельефу, размерам территории, и составить достойную композицию. Главное – соблюдать правила формального направления.

Регулярный сад является востребованной в настоящее время концепцией ландшафтного дизайна. Разбить регулярный сад на участке можно с помощью определенных правил проектирования подобных сооружений. На этой странице предлагается подробный план регулярного сада, который может быть взят за основу разбивки территории на зоны. Также можно посмотреть регулярный сад на фото, которые в большом количестве представлены далее.

Для тех, кто любит порядок и чёткость во всём, существует регулярный стиль сада

В дизайне — садовый стиль определяется как набор определённых способов и приёмов планирования сада, которые подчиняются общей идее

Немаловажно помнить о том, что не последнюю роль в стиле играют такие мелочи, как архитектурные формы и правильный выбор самих растений, а так же определённый тип ограждений

Стили ландшафтного дизайна

Тут присутствует фигурная стрижка газонов, кустарников и деревьев; ровные дорожки выложенные камнем, клумбы и газоны строгой геометрической формы. Такой стиль свойственно выбирать историкам и тем, кто почитает классику и искусство.

В контексте современности, подчинение природы человеку перестало быть необходимым. Даже наоборот, сейчас человек стремится вернуть природу в свою жизнь. Сейчас регулярный стиль уже утратил свою востребованность, но тем не менее, некоторые парки всё так же сохраняют его черты.

Делается это обычно для торжественности, если таковая необходима. К тому же строгость регулярного стиля, это так же аккуратность, которая всё же необходима в городе. Этот стиль используется при оформлении газонов перед монументальными зданиями или в общественных местах.

Видео:

Регулярный стиль для частных садов

Что же касается частных садов, то тут наличие регулярного стиля должно опираться на сам дом. Если он выстроен в классическом стиле с колоннами или скульптурами, то сад в регулярном стиле вполне впишется в общую картину.

Но чаще всего используются только его некоторые идеи. Например, это могут быть ровные газоны и клумбы возле дома, а так же стриженая живая изгородь. Могут быть так же ровные дорожки с узкими бордюрами.

Стили ландшафтного дизайна

Но чем дальше в сад, тем меньше остаётся строгости и симметрии. Тут уже чаще всего будет использоваться ландшафтный стиль или пейзажный.  Всё потому, что раньше он был в моде и все хотели подчеркнуть своё к нему отношение. К тому же, сад в регулярном стиле – это весьма дорогостоящее удовольствие. Следить за таким садом самостоятельно очень сложно, особенно если это загородный дом, в котором вы бываете — хорошо если раз в месяц. А нанимать садовника тоже не всем по карману.

Проще оформить в этом стиле небольшую площадку перед домом, или же внутренний дворик. Тут он точно хорошо впишется и не будет сильно обременять. Это может быть классическая композиция в виде четырёх кубических клумб и статуи посередине. Это просто и со вкусом.

Видео:

А большие территории в регулярном стиле оформлять очень сложно и дорого. Скорее всего, это и стало основной причиной того, что этот стиль больше не популярен.

Регулярный стиль

Регулярный стиль достиг своего расцвета в XVII веке во Франции и связан с именем Людовика XIV. Его правление – апогей французского абсолютизма. Легенда приписывает Людовику XIV изречение «Государство – это я».

Версаль – загородная резиденция короля – наиболее ярко отражает идею централизации власти и прославления «короля-солнца». Прямые аллеи, лучами сходящиеся к центру (дворцу); символика власти, отраженная в парадных цветниках; причудливые формы стриженых деревьев, зеркальная гладь искусственных водоёмов – все это символизирует абсолютную власть монарха не только над людьми, но и над природой.

Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов:

  • Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.
  • Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.
  • Ярко выражена основная ось композиции – стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.
  • Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.
  • Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.
  • Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.
  • В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму. В условиях средней полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: кипарисовики, туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.

Теперь, зная основные принципы создания регулярного сада, давайте рассмотрим, в каком случае актуально использование этого стиля сегодня. Использование регулярной планировки сада уместно в том случае, если загородная резиденция предназначена для приема гостей, которых необходимо поразить изысканностью, вкусом и достатком. Однако необходимо учесть, что создание сада в регулярном стиле требует относительно больших пространств и непрерывной работы профессионального садовника.

Популярные акценты современного сада

Наиболее популярным дизайном современного участка является аналог дворянской усадьбы, воссозданной своими руками. Такой пейзаж непременно должен состоять из романтических белых березок, загадочного пруда, солнечной лужайки с яркими островками цветов и, конечно, яблоневого сада, который весной утопает в роскошном, розовом цвету, наполняя воздух свежим, цветочным ароматом. Не обойтись в русской усадьбе без сирени и жасмина.

Стили ландшафтного дизайна

Пейзажный сад

Не сдают своих позиций в рейтинге популярности и восточные мотивы в оформлении участка своими руками. Для японского стиля характерны небольшие акценты, сконцентрированные в некоторых зонах сада. Китайский же стиль может распространяться на всю территорию.

Любители солнца, тепла и моря с удовольствием используют в своих садах мавританские и итальянские мотивы. Такой сад не обойдется без античных статуй и скульптур эпохи ренессанса.

Современные тенденции садово паркового дизайна участка своими руками достаточно много внимания уделяют декоративным элементам. Принято украшать сад оригинальными кашпо, вазонами, подвесными корзинами, изысканными источниками, скворечниками, кормушками для птиц. Особый смысл и значение владельцы сада и специалисты придают такому элементы, как песочные часы. Их можно часто встретить на самых разных участках.

Главным элементом загородного участка уже на протяжении многих веков остается зеленая скульптура. Для их создания используют вечнозеленые кустарники и деревья. Некоторые садоводы придают оригинальную форму растениям своими руками, но если вы хотите создать нечто удивительное и эксклюзивное, пригласите в сад специалиста.

Таким образом, становится понятно, что модные тенденции в ландшафтном дизайне – это отнюдь не жесткие рамки и правила. В данном вопросе вполне допустимо проявление фантазии и всегда остается место для эксперимента.

Несмотря на разнообразие приемов, художественных стилей в основу оформления сада всегда положены два основополагающих направления. Даже в самом оригинальном саду можно проследить и увидеть основные элементы регулярного и пейзажного направлений. Только таким образом можно добиться того, чтобы ваш участок был гармоничным и уютным.

Современный ритм жизни, зачастую, стремительный, диктует определенные условия, требуя максимально снизить затраты времени и средств на уход за садом. Однако, следует понимать, что любой сад нуждается во времени и уходе, чтобы вырасти в полную силу. Подождите немного и только спустя несколько лет, оглянувшись вокруг, вы сможете сказать – удалось ли вам создать свой райский уголок.

Особенности стиля

Регулярный, он же французский ландшафтный дизайн, сочетает в себе строгость, симметричность и правильные геометрические формы. Такое направление в ландшафтном искусстве требует скрупулезности даже в мелочах. Чтобы воплотить в реальность все дизайнерские задумки потребуется приложить определенные усилия, но результат будет ошеломляющим. При грамотном проектировании на скромной приусадебной территории могут предстать шикарные мини-сады Версаля.

Стили ландшафтного дизайнаЧасто сад в регулярном стиле также называют французским — это связано с популярностью подобного стиля во Франции.

Французский регулярный стиль, как правило, использует в качестве главной оси конкретное сооружение. Последним может стать дом, фонтан, скульптура, водоем. От центра главной конструкции в симметричном порядке расходятся дорожки, которые разделяются друг от друга аккуратно оформленными клумбами. Стоит также отметить, что растения придется регулярно формировать. Это поможет предотвратить появление отклонений в росте.

Французский стиль призван акцентировать внимание на единстве человека и природы. Однако нужно оформить все так, будто бы она стала подвластна человеку и ей больше не свойственна дикость и запущенность

Наоборот, все должно указывать на то, что ей уделяется огромное внимание и забота. Французский стиль невозможно представить без обилия цветочных узорных композиций, цветников строгих форм, густой живой изгороди. Ограждение в виде растительности отделяет территорию от внешнего мира, создавая тихое укромное место для своих хозяев.

На территории, оформленной в регулярном стиле, обязательно нужно предусмотреть наличие водоемов, фонтанов, каскадов и бассейном. Шум воды умиротворяюще воздействует на человека, создает ощущение безмятежности. Более того, водные объекты способны подчеркнуть изящность форм растений, гармоничные взаимоотношения человека и природы. Шикарные статуи в античном стиле сделают участок более утонченным и наполнят его светом.

Обустраивая сад с намеком на регулярный стиль, важно предусмотреть наличие идеально ровных зеленых газонов, которые подчеркивают роскошь и сдержанность выбранного направления

Главные принципы устройства французского регулярного сада

В 1638 году Жак Бойсо в своем труде Traité du jardinage selon les raisons de la nature et d’art отмечает, что «основной причиной существования сада является эстетическое удовольствие, передаваемое зрителю».

На композицию французского регулярного сада большое влияние оказали итальянские сады эпохи Ренессанса, и его принципы были закреплены к середине XVII столетия. Как правило, регулярный сад имеет следующие типовые признаки:

План садов и парка в Кланьи

  • Геометрический план в соответствии с последними достижениями в сферах перспективы и оптики.
  • Терраса, возвышающаяся над садом, позволяющая зрителю окинуть взглядом весь сад. Как писал в 1600 году французский ландшафтный архитектор Оливье де Серр, «желательно, чтобы имелась возможность обозревать сады сверху, либо с окружающих стен, либо с террасы, поднятой над партерами».
  • Все зеленые насаждения заключены в жесткие формы и рамки, символизируя власть человека над природой. Деревья высаживаются прямыми линиями, тщательно стригутся, а их верхушки приводятся к одинаковой высоте.
  • Центральной точкой сада и его главным украшением является жилой дом. Деревья не высаживаются рядом с домом; скорее дом отделяется низкими партерами и подстриженным кустарником.
  • Главная ось, или перспектива, прокладывается перпендикулярно фасаду дома на стороне, противоположной центральному подъезду. Перспектива вдоль главной оси простирается либо до горизонта (Версаль) либо до скульптурной или архитектурной композиции (Во-ле-Виконт). Ось обращена на юг (Во-ле-Виконт, Мёдон) или на восток-запад (Тюильри, Кланьи, Трианон, Со). Вдоль главной оси располагается композиция из подстриженного газона либо водоёма, обрамленная деревьями. Главная ось пересекается одной или несколькими перспективами и аллеями.
  • Наиболее изящные партеры, имеющие форму квадратов, овалов, кругов или волюты, устраиваются в строгом и геометрическом порядке непосредственно у дома, образуя единый архитектурно-парковый комплекс, и видимы из окон верхних этажей.
  • Непосредственно рядом с жилым домом устраивают кружевные партеры, формируя рисунок, напоминающий ковёр при помощи невысоких самшитов, и добиваясь многокрасочного эффекта высаживая цветы или применяя разноцветный песок или гравий.
  • Далее от дома на смену кружевным партерам приходят более простые партеры, засеянные травой и часто имеющие фонтаны или другие водоёмы. Еще дальше, небольшие тщательно сформированные гроты из деревьев служат переходным звеном между регулярным садом и лесными посадками парка. «Эти места, задуманные для прогулок, имеют аллеи, маршевые лестницы, петли, ярусы зеленых насаждений, галереи, спортивные площадки и участки для торжеств».
  • Водоёмы (каналы, бассейны) устраиваются в качестве зеркал, удваивающих высоту деревьев или зданий.
  • Сад одушевляется скульптурными композициями, обычно на мотивы мифологий, для усиления или для прерывания перспектив и для отметки пересечения осей, а также для подачи воды в фонтаны и каскады.

История регулярного сада

Стили ландшафтного дизайна

Регулярный садовый стиль

Регулярный садовый стиль достиг своей популярности во Франции в 17 веке, в то время, когда существовала апогея абсолютизма. Этот стиль был тесно связан с именем Людовика XІV, поэтому иногда его еще называют французским садовым стилем.

Основная идея ландшафтного дизайна в формальном саду – покорение природы, подавление хаоса и торжество красоты при помощи «выворачивания» дизайна до самых мелких деталей.

В прошлых веках при помощи регулярного садового стиля оформляли приусадебную территорию дворцов  и замков, которым необходимо было подчеркнуть  величие природных ансамблей и монументальность всего участка.

Сам Людовик XІV Андре Ленотр, внес огромнейший вклад в развитие французского садового стиля. Среди его величайших творений можно выделить парки Во-ле-Виконта, Фонтебло, Версальского дворца и Шантийи.

Примечания

  1. Éric Mension-Rigau, Les jardins témoins de leur temps в Historia, n° 7/8, 2000
  2. Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. — М.: Эксмо, 2008. — ISBN 5-669-19502-2.
  3. Wenzler, Architecture du jardin, стр. 12
  4. Philippe Prevot, Histoire des jardins, стр. 107
  5. Prevot, Histoire des Jardins, стр. 114
  6. Bernard Jeannel, Андре Ленотр, Éd. Hazan, стр. 17
  7. Prevot, История садов, стр. 146
  8. Alain Baraton. Walks in the gardens of Versailles. — Artlys, 2010. — С. 11. — 80 с. — ISBN 978-2-85495-398-5.
  9. Prevot, История садов, стр. 152
  10. Lucia Impelluso, Jardins, potagers et labyrinthes, стр. 64.
  11. См. Словарь Harrap, редакция 1934 года.
  12. Jacques Boyceau de La Barauderie, Traité du jardinage selon les raisons de la nature et de l’art, Paris, Michel Vanlochon, 1638.
  13. ” Il est à souhaiter que les jardins soient regardés de haut en bas, soit depuis des bâtiments, soit depuis des terrasses rehaussées à l’entour des parterres “, Оливье де Серр в Théatre d’architecture ou Mesnage des champs, 1600, цитата по Bernard Jeannel, Le Nôtre, Éd. Hazan, стр. 26
  14. Claude Wenzler, Architecture du Jardin, стр. 22
  15. Wenzler, стр. 22.
  16. Wenzler стр. 24
  17. Jean-Marie Constant, Une nature domptée sur ordre du Roi Soleil in Historia, n° 7/8, 2000, стр. 39
  18. Yves-Marie Allain и Janine Christiany, L’art des jardins en Europe, стр. 234
  19. Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 167
  20. Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 155
  21. Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 156
  22. Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 164
  23. Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 166
  24. Philippe Prévôt, Histoire des jardins, стр. 165
  25. Wenzer, Architecture du jardin, стр. 27
  26. Wenzel, стр. 28.
  27. Согласно хронологии Yves-Marie Allian, Janine Christiany, L’art des jardins in Europe, стр. 612

Сад как проявление театра

В регулярных садах часто устраивали постановку спектаклей, музыкальных выступлений и фейерверки. В 1664 году Людовик XIV устроил семидневное торжество в обновленных садах Версаля с церемониальными проходами, постановкой комедий, балетов и устройством фейерверков. В садах Версаля находился водный театр, украшенный фонтанами и статуями юных богов (разрушено между 1770 и 1780 годами). Были построены полноразмерные корабли для прогулок по Большому каналу, а в саду был устроен танцевальный зал под открытым небом, окруженный деревьями; также были устроены водный орган, специальный лабиринт и грот.

Рекомендации

Но и на небольших участках вполне можно использовать отдельные элементы этого стиля. Например, такая форма озеленения подойдет для оформления парадного входа в красивый особняк. Заметим, что она должна сочетаться со стилем самого строения, и, к примеру, совершенно не приемлема для деревянного рубленого дома, каким бы большим он ни был.

Стили ландшафтного дизайна

Все элементы такого сада выполняются в виде геометрических фигур и имеют четкие и правильные контуры. Обязательно должны присутствовать аллеи.

Стили ландшафтного дизайна

Если в саду есть беседка, то в ее конструкции желательно применить кованые металлические или деревянные резные декоративные элементы.

Стили ландшафтного дизайна

Такие же фрагменты будут уместны и в составе ограждений. Другой вариант — литой забор, выполненный в строгой классической манере.

Стили ландшафтного дизайна

Деревья, цветы и оттенки регулярных парков

Северный партер Версальского парка

Декоративные цветы встречались во французских садах XVII века крайне редко, и набор их цветовых оттенков был невелик: синий, розовый, белый и фиолетовый. Более яркие оттенки (жёлтый, красный, оранжевый) появились только после 1730 года, когда в Европе стали доступны мировые достижения в области ботаники. Луковицы тюльпанов и прочие экзотические цветы поступали из Турции и Голландии. Очень важным декоративным элементом в Версале и в других садах стали топиары, дерево или куст, которому стрижкой придана геометрическая или гротескная форма. Топиары размещали рядами вдоль главной оси сада, чередуя их с вазами и скульптурами.
В Версале цветочные клумбы были устроены только в Трианоне и в Северном партере непосредственно возле дворца (именно на Северный партер выходят окна Больших королевских покоев). Цветы обычно доставлялись из Прованса, содержались в горшках и менялись 3 или 4 раза в года. Из финансовых ведомостей Версаля за 1686 год видно, что в садах было использовано 20 050 луковиц желтых жонкилий, 23 000 цикламен и 1 700 лилий.

Большинство деревьев в Версале было перенесено из лесов; использовались грабы, вязы, липы и буки. Также там росли каштаны, завезённые из Турции, и акация. Взрослые большие деревья выкапывались в лесах Компьени и Артуа и заново высаживались в Версале. Множество деревьев погибало после пересадки и их регулярно меняли.

Деревья в парке были подстрижены горизонтально и выровнены на верхушках, придавая им нужную геометрическую форму. Только в XVIII веке деревьям позволили расти естественно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: